Разум, как свойство, отличающее человека от животных, считается «божественным началом» в человеке. Но кроме «божественного начала» в человеке есть и «животное начало» – свойство, объединяющее человека с животными. Благодаря своему «животному началу» человек может приручать животных, жить вместе с ними и общаться на их языке.

Между собой животные общаются на языке чувств и эмоций. Они почти не понимают слов человеческого языка, зато понимают тон голоса, эмоции и настроения человека. Животные понимают, когда с ними говорят ласково, а когда злобно. Люди тоже понимают эмоции и настроения животных: одно дело, когда собака радостно виляет хвостом, другое дело – когда она жалобно скулит, и третье – когда она рычит в злобе.

Язык чувств – это язык животных, однако и люди, благодаря своему «животному началу», могут общаться на языке чувств. Когда люди живут вместе с животными, то общение между ними идёт на понятном всем языке – языке чувств.

Чувства известны каждому человеку от рождения. Любой ещё неразумный младенец от рождения владеет языком чувств. Грудные дети, ещё не зная ни слова, уже способны пугаться и радоваться, сердиться и удивляться.

Язык чувств, в отличие от языка слов, не нуждается в переводе. Язык чувств – это общий язык для всех рас и народов, мужчин и женщин, людей и животных – для всех, в ком есть «животное начало».

Общаясь между собой, люди разговаривают не только на языке слов, но и на языке чувств. Своими чувствами и эмоциями люди часто сопровождают и подкрепляют слова речи. А иногда наоборот: словами пытаются выразить свои эмоции и чувства.

В русском языке есть слова и обороты, предназначенные исключительно для выражения эмоций – это мат. В матерные слова и обороты речи не вкладывают смысл – лишь эмоции. Тоном речи, вкладываемом в одни и те же матерные фразы, выражают разные чувства: радость, восхищение, злобу, насмешку, омерзение, недоумение, тревогу и т. д. Мат используют, когда хотят подчеркнуть силу и глубину эмоций, когда хотят усилить эмоциональное воздействие.

Чувства, эмоции, настроения выражают тоном голоса, мимикой, жестами, позами. В некоторых мультфильмах персонажи почти не произносят слов – там лишь восклицания, интонации, позы, мимика, жесты, которыми они выражают свои чувства и эмоции. Есть вид искусства – пантомима, в котором слова не используют вовсе. Пантомима – это искусство выражать свои чувства, настроения и переживания с помощью поз, жестов и мимики.

Необходимо особо подчеркнуть: не существует никакого языка поз, языка жестов, языка мимики или языка интонаций. Существует только язык чувств. А жесты, мимика, позы, тон голоса – это лишь способы выражения чувств, эмоций и настроений.

Мир чувств, эмоций, настроений и переживаний называют душой. Чувства, эмоции, настроения – это элементы души; это то, из чего состоит душа.

Чувства и эмоции называют состояниями души, называют позывами души, порывами души. Переживания, подчёркивая их принадлежность к душе, называют душевными переживаниями, а настроения – настроениями души.

Чувства называют «струнами души». «Задевать струны души», «играть на струнах души» – значит пробуждать в душе человека те или иные чувства, вызывать в душе те или иные настроения и переживания.

Язык чувств – это язык души. Поэтому всех существ, способных переживать чувства, называют одушевлёнными существами или одушевлёнными тварями, т. е. существами (тварями), обладающими душой.

Русский язык не сомневается в существовании души и одушевлённых существ. В русском языке, говоря об одушевлённых существах, употребляют местоимения «кто», «кем», «кого», а, говоря о неодушевлённых существах, – употребляют местоимения «что», «чем», «чего».

Душа – это то, что объединяет человека с животными, т. е. душа – это «животное начало» в человеке. А разум – это то, что отличает человека от животных, т. е. разум – это «божественное начало» в человеке.

Человек – существо разумное и одушевлённое, а животные – существа одушевлённые, но неразумные (точнее – малоразумные). Человек рождается неразумным. Младенец – он одушевлённый, но ещё неразумный. Человек становится разумным по мере развития своей понятийной системы.

Внутренний мир человека состоит из души и разума. Разум (менталитет) – это мир образов, понятий и представлений, а душа (психика) – это мир чувств, эмоций, настроений и переживаний. Мысли, идеи, понятия и представления живут в разуме человека, а чувства, эмоции, настроения и переживания – в его душе.

Разум – это понятийная подсистема внутреннего мира, а душа – это эмоциональная подсистема. Душа и разум – вместе составляют «приводной механизм» поступков: человек действует исходя из своих представлений под воздействием переживаемых чувств.

Изучением, ведением души должна заниматься наука под названием «душеведенье», что переводится на греческий язык как «психология». «Психе» (psyche) – это «душа» на греческом языке, а «логос» (logos) – «ведение».

Любая наука, как известно, состоит из определения предмета науки и теории этого предмета. Предмет науки – это явление, которое наука должна изучать, а теория – это система представлений о предмете науки, которая и составляет содержание науки. Итак, предметом науки психологии должна быть душа (психика), а содержанием науки психологии должна быть теория души (теория психики).

Душа – предмет науки психологии – резко выделяет эту науку из числа других наук. Если, к примеру, мир глубоководных моллюсков или арктических пауков знаком может десяти исследователям в мире, то мир душевных настроений и переживаний знаком всем людям без исключения.

Каждый человек каждый день переживает чувства и эмоции. Каждый человек постоянно пребывает в том или ином состоянии души, в том или ином душевном настроении. Поэтому каждый человек, хочет он того или нет, волей-неволей является пожизненным исследователем души. Жизнь каждого человека от рождения до смерти – это непрерывный психологический эксперимент.

Для изучения мира чувств и эмоций нет нужды оборудовать лаборатории и проводить специальные эксперименты. Все психологические эксперименты уже триллионы раз проведены миллиардами людей и каждый день продолжают проводиться вновь и вновь. Результаты этих экспериментов всем известны. Они обобщены в народной мудрости: в сказках и былинах, мифах и легендах, притчах и поговорках.

Очевидно, что теория души (психики) обязана опираться на народную мудрость и опыт человечества. Теория должна соответствовать реальной жизни, должна вписывать и объяснять повседневный жизненный опыт людей, должна сводить общеизвестные наблюдения в стройную систему представлений.

Теория души (психики) должна быть понятной и убедительной. Теория должна казаться самоочевидной. Человеку должно казаться, что он примерно так всегда и думал, к чему-то подобному всегда и шёл, а теория лишь расставила всё по своим местам – упорядочила его представления о жизни, свела их в стройную систему.

Терминами психологии (душеведенья) должны быть слова простой разговорной речи, благо все психические явления – все порывы и состояния души – уже давным-давно получили свои обиходные названия. В разговорном языке любого народа непременно есть подходящие слова. В психологии не должно быть заумно-научных терминов, за которыми учёные так любят прятать отсутствие у них представлений о душе (психике).

Целью, задачей душеведенья (психологии) является познание души, т. е. создание теории души (психики), описывающей и объясняющей мир чувств, эмоций, настроений и переживаний. Но прежде чем приступать к созданию теории души, необходимо выяснить, а можно ли вообще познать душу?

Бытует мнение, что душу познать невозможно, что чувства якобы неповторимы, сугубо индивидуальны у каждого человека. Если бы это было так, то одним людям были бы незнакомы и непонятны чувства других людей. Люди тогда не могли бы сочувствовать и сопереживать.

Однако люди способны понимать чувства и настроения других людей. Люди могут сочувствовать и сопереживать. Бывает, что один человек спрашивает у другого: «Ты меня понимаешь? Ты понимаешь моё (душевное) состояние?» – «Понимаю!» – отвечает собеседник.

Люди могут изображать чувства других – пародировать и передразнивать чувства других людей. Пародии всем понятны, ибо пародируемые чувства всем известны. Каждому человеку знакомы чувства радости и печали, злобы и нежности, тревоги и благодушия.

Короче говоря, существует общий набор чувств (эмоций, настроений) для всех одушевлённых тварей (т. е. для всех людей и животных, мужчин и женщин, рас и народов). Следовательно, решение задачи психологии существует, и устройство души выяснить можно.

Общий для всех одушевлённых существ (тварей) набор чувств можно называть базовым набором чувств, ибо из чувств этого набора складываются все переживания.

Базовый набор чувств – это азбука души. Подобно тому, как из ограниченного набора букв складываются все слова, а из слов – предложения, так и любые переживания складываются из ограниченного по количеству набора чувств.

Базовый набор чувств – это набор элементов души. Подобно тому, как все вещества состоят из ограниченного по количеству набора химических элементов, приведённых в таблице Д.И.Менделеева, так и все душевные переживания складываются из элементов базового набора чувств.

Только благодаря общему для всех одушевлённых существ базовому набору чувств и существует общий язык для всех душ. Если бы не было общего для всех душ набора чувств, то общение на языке чувств было бы невозможно – одни одушевлённые существа не понимали бы чувства других одушевлённых существ.

Язык чувств – не только язык души, но и язык отношений. Вопрос: «Как ты относишься?» – это всегда вопрос: «С каким чувством ты относишься?». Поэтому, в ответ на этот вопрос всегда называют какое-то чувство. Говорят: «Я отношусь с восхищением (презрением, радостью, гордостью, ненавистью, недоверием, воодушевлением, ужасом и т. д.)».

Отношения и, следовательно, чувства, имеют ролевую природу. Они, явно или неявно, но всегда связаны с «местами», «позициями», «положениями» – т. е. с ролями.

Тоном речи, жестом, позой, за которыми всегда стоит чувство, эмоция, отношение, можно «указать человеку его место», «поставить человека на место». Другое дело, что в ответ можно услышать: «Ты за кого меня принимаешь?! В каком тоне со мной разговариваешь?!» Такой ответ означает, что человеку не нравится та роль (то «место»), которую ему указали.

Короче говоря, у каждого чувства, кроме силы (глубины), есть ещё и ролевая направленность, ролевая адресность. Любое чувство не только связано с некоторой ролью, но ещё и адресовано какой-то другой роли. Если бы чувства не обладали ролевой направленностью, то язык чувств не был бы языком отношений, и тогда тоном, эмоцией нельзя было бы человеку «указать его место», т. е. указать ему роль.

Чувства – это отношения между ролями. Каждое чувство – это отношение, обращённое ОТ одной роли К другой роли.

Ролевой смысл любого чувства (отношения) таков: переживая некоторое чувство, человек находится на той роли, С которой это чувство связано (т. е. на той роли, ОТ которой исходит отношение). Обращаясь к другому человеку с некоторым чувством, человек указывает другому человеку занять ту роль, К которой обращено чувство.

Эмоциональный переход человека с одной роли на другую роль проявляется в смене эмоционального состояния, т. е. в переходе от одних чувств к другим чувствам.

Необходимо заметить, что везде в этой книге под словом «роль» понимается не роль театра или кино, а психическая роль. В книге речь идёт о психических ролях.

Поскольку душа (психика) – это мир чувств, а чувства – это язык отношений, которые имеют ролевую природу, то теория души (психики) может называться так:

– все это разные названия одной и той же теории – одной и той же системы представлений о душе, о психике, о мире чувств, эмоций, настроений, переживаний и отношений. В названии теории можно использовать сочетания слов «ролевая», «душа», «психика», «чувства», «эмоции», «настроения», «переживания», «отношения». Например, эта теория может называться: ролевая теория отношений и душевных переживаний или ролевая теория эмоций и настроений души.

Осталось выяснить количество психических ролей. Обратившись к опыту человечества и народной мудрости, нельзя не заметить: всякий раз, когда в мифах и легендах, сказках и поговорках заходит речь о коллективе, непременно возникает число 7 как количество членов коллектива.

Вот, к примеру, сказки:

Вот фильмы:

Вот народные присловья и поговорки:

Древним культурам свойственно почитание 7 великих мудрецов, например:

Повесть «О СЕМИ мудрецах» в различных переработках была известна на Ближнем Востоке, в Персии, Византии, Европе и др.

Боги тоже живут коллективами, поэтому древним религиям свойственно семибожие – пантеоны состоят из 7 верховных богов. Например:

Показателен миф о сотворении людей богиней Нинти из древнешумерского эпоса «Атрахасис»:

Можно ещё вспомнить греческую трагедию «Семеро против Фив», вспомнить о 7 сёстрах-плеядах дочерях Атланта, которых Зевс превратил в созвездие, о 7 сыновьях и 7 дочерях Гелиоса, о 7 святых ветхозаветных мучениках (7 братьев Маккавеев), о 7 ангелах Апокалипсиса, но красноречивее всего о количестве членов коллектива говорит слово «семья», в котором явно содержится число 7. Семья – это (семь Я).

7 ролей коллектива – это факт, наблюдаемый человечеством на протяжении всей истории и потому отражённый в культуре, традициях и религиях народов мира. Можно обсуждать причины того, почему ролей именно 7, а не другое число, но само количество ролей (семь) – есть установленный наблюдениями факт.

Итак, опыт человечества указывает, что решение задачи психологии следует искать в виде Учения о 7Я (о семи Я) или теории 7Я. Это означает, что в теории души, в ролевой теории чувств и отношений должно быть 7 ролей. Учение о 7Я – это теория 7 (семи) психических ролей.

Устройство души описывается схемой душиролевой схемой чувствсхемой отношений между ролями. В основе схемы души лежит семиконечная «звезда магов».

Схема души, ролевая схема чувств, схема отношений между ролями

© Схема души (ролевая схема чувств, схема отношений между ролями), а также все её изображения
защищены авторским правом и являются собственностью Татарова Николая Михайловича – автора этой книги.

Символами , , , , , , , расположенными на вершинах семиконечной звезды обозначены 7 ролей. Рядом с символами ролей написаны их названия. Стрелочки, направленные от одних ролей к другим ролям – это чувства (эмоции, настроения).

Чувства – это отношения между ролями. Каждое чувство – это отношение, обращённое ОТ одной роли К другой роли. Стрелочки выражают ролевую направленность чувств.

Каждое чувство можно записать как пару ролей со стрелочкой между ними. Первый символ такой записи указывает ОТ какой роли исходит отношение, второй – К какой роли отношение обращено. Такое обозначение чувств будем называть ролевой записью чувств.

Например, чувство гордости (превосходства) – это отношение, обращённое от роли Кумира к роли Жертвы (Поклонника) , поэтому гордость записывается как . Чувство неловкости – это отношение, обращённое от роли Хитреца к роли недоверчивого Шкурника , поэтому чувство неловкости записывается как .

С каждой ролью связаны 3 чувства (эмоции, настроения, отношения, состояния души). В итоге, 7 ролей связаны между собой 21 чувством, составляющих базовый набор чувств, из которого складываются все переживания. 21 чувство базового набора – это 21 «вечная тема» песен, поэм, романов, кинофильмов и т.д.

Ниже все чувства, составляющие базовый набор, сведены в таблицу чувств (таблицу души).

Ролевая таблица чувств (таблица души)

Психическая роль Чувство Ролевая запись чувства
Герой Вдохновение, азарт, кураж, драйв
Скука, хандра
Нежность, жалость, ласка
Шкурник Жадность, алчность, вожделение
Недоверие, подозрительность
Озабоченность, тревога
Простак Недоумение, растерянность, озадаченность
Дружба, верность
Неприятие, обида
Злодей Твёрдость, уверенность
Гнев, злоба, ненависть
Серьёзность, сосредоточенность
Кумир Превосходство, гордость
Радость, смех
Благодушие, умиротворение
Хитрец Неловкость, неуверенность
Стыд, срам, позор
Брезгливость, омерзение
Жертва Восхищение (возвышенное чувство)
Ужас, страх
Грусть, уныние, скорбь, печаль

© Ролевая таблица чувств (таблица души) защищена авторским правом и является собственностью Татарова Николая Михайловича – автора этой книги.

Чувства, связанные с одной и той же ролью совместимы между собой, а чувства, связанные с разными ролями несовместны. Например, гордость () и радость () – совместимы между собой, ибо связаны с ролью Кумира . Так, добившись успеха, человек испытывает чувства гордости и радости, он смеётся и улыбается, гордо подняв голову и выпрямив спину. Есть чувства несовместные. Например, «…никогда со смехом () ужас () несовместен», ибо эти чувства связаны с разными ролями. Смех связан с ролью Кумира , а ужас – с ролью Жертвы .

Не все роли связаны между собой отношениями. Некоторые роли связаны встречными стрелочками (т. е. встречными, в ролевом смысле, чувствами), некоторые – только односторонними стрелочками (безответными, в ролевом смысле, чувствами), а некоторые роли не связаны отношениями вовсе. Всего существует 14 встречных и 7 безответных, в ролевом смысле, чувств.

Пары ролей, связанные встречными, в ролевом смысле, чувствами, можно называть ролевыми связками. Например, чувство превосходства () и чувство восхищения () – это встречные чувства. Они связывают роли Кумира и Жертвы (Поклонника) в ролевую связку. Такая связка ролей возникает в реальной жизни в отношениях между кумирами и их поклонниками. Поклонники испытывают к своим кумирам чувство восхищения, а кумиры испытывают по отношению поклонникам чувство гордости и превосходства. Связку ролей Кумира и Поклонника можно записать как , т. е. при помощи двусторонней стрелки, которая обозначает два встречных чувства – восхищение и превосходство.

Другой пример. Чувство неловкости () и чувство недоверия, подозрительности () – это встречные чувства. Они связывают роли Хитреца и Шкурника в ролевую связку, иллюстрируемую поговоркой: «маленькая ложь рождает большое недоверие». Такая связка ролей возникает в жизни, например, между вернувшимся из загула мужем и его женой. Недоверчивая жена подозревает мужа в измене, а муж, испытывая неловкость, изворачивается и врёт. Связку ролей Хитреца и Шкурника можно записать как .

Кроме ролевых связок в схеме отношений между ролями можно выделить ещё и ролевые треугольники – роли, связанные в относительно устойчивые тройки. Всего существует 7 ролевых связок и 7 ролевых треугольников.

В треугольники ролевых отношений укладываются многие жизненные ситуации. Например, ситуации, в которых Герой спасает Жертву от Злодея, складываются из отношений трёх ролей: Героя , Злодея и Жертвы . В этом ролевом треугольнике отношения таковы: Герой к Жертве испытывает нежные чувства (), а к Злодею – чувство душевного подъёма (); Злодей испытывает к Жертве чувство злобы, ненависти (), а к Герою – чувство твёрдости (). Жертва испытывает к Злодею чувство страха, ужаса (). Такой ролевой треугольник называется «треугольником действия» и записывается как .

В зависимости от ролевой ситуации одна и та же роль предстаёт в разном качестве. Поэтому, в зависимости от ситуации, одна и та же роль может иметь несколько названий. Например, роль Жертвы может называться и ролью Поклонника, и ролью Слабака, и ролью Униженного – всё это разные названия одной и той же роли.

Говорят, что у души есть качества. Качества души называют ещё также чертами характера. Например: открытая душа – открытый характер, завистливая душа – завистливый характер, добрая душа – добрый характер, широкая душа – широкий характер и т. д. Душевные качества, черты характера, особенности нрава, склонности натуры – это всё одно и то же, – это ролевые предпочтения человека.

Дело в том, что не все роли одинаково приемлемы для человека. Не все роли одинаково «любимы» человеком. Одни роли для человека более предпочтительны, а другие – менее предпочтительны. Наиболее предпочитаемую роль можно называть доминирующей в характере ролью или просто доминантой характера.

Доминирующую в характере роль иногда называют сущностью характера, сущностью души или попросту сутью человека. Доминанта определяет тип характера. 7 ролей в итоге порождают 7 типов характера (7 психотипов). Вопросы: «Какой у него характер? Какой у него тип характера? Какова суть его души? Какова суть этого человека» – это всегда вопросы о том, какая роль доминирует в характере этого человека.

Чувства, связанные с доминирующей в характере ролью порождают ведущие черты характера. Например, с ролью Кумира связаны три чувства: гордость (), радость () и благодушие (). Эти чувства порождают соответствующие качества души: заносчивость (спесь, надменность), праздность (хвастливость, болтливость), лень (самоуспокоенность, самодовольство). Если роль Кумира доминирует в характере человека, то эти черты характера становятся ведущими чертами, т. е. доминирующими чертами характера.

Разумеется, характер человека не сводится лишь к доминанте характера – к наиболее предпочитаемой им роли. Каждому человеку известны все роли и все чувства. Однако глубина и сила чувств, связанных с доминирующей в его характере ролью, знакомы человеку в большей степени, нежели сила и глубина других чувств.

Каждому человеку знакомы все 7 ролей, в каждом человеке живут 7 его «Я». Однако в характерах разных людей различное соотношение этих семи Я. Одних Я переизбыток, а других Я недостаток. Иначе говоря, у каждого человека свой склад души, свой склад характера. При этом складываются все души из сочетания одних и тех же 7 ролей (7Я), но в разных пропорциях.

Например, есть люди, у которых переизбыток шкурности и хитрости, а героизма и жертвенности недостаток. А у других иначе: заносчивости, кумирства переизбыток, а старательности, педантизма нехватка.

Роли, качеств которых в характере переизбыток, будем называть превалирующими ролями. Доминирующая в характере роль – это наиболее превалирующая роль. Качеств доминирующей роли в характере наибольший переизбыток.

Процесс исследования души конкретного человека – это процесс выявление душевных качеств, определение склада характера, изучение склонностей натуры, особенностей нрава. Исследование души состоит из 2-х этапов:

  1. Сначала надо выявить превалирующие роли, надо выяснить, качеств каких ролей (каких «Я») в характере переизбыток, а каких – недостаток;
  2. Затем надо распределить роли по степени их предпочтительности для этого человека. Наиболее предпочитаемая роль – это доминанта характера (основное «Я» человека), менее предпочитаемая роль – его второе «Я», ещё менее предпочитаемая роль – его третье «Я» и т. д.

По итогам исследования души можно составить психический портрет человека, т. е. портрет его души. Кстати, на научном языке процедура исследования души называется «психоанализом» («психе» – это «душа» на греческом языке, а «анализ» – это «исследование»).

На рисунке справа изображён древнеславянский бог Ругевит. 7 голов Ругевита под шляпой – это 7 его Я. Верхняя голова Ругевита – его основное Я (доминанта его характера). Две головы ниже – это две другие роли, превалирующие в его характере (два других Я Ругевита).

Кстати, семиликому идолу поклонялись не только западные славяне. Ненцы тоже поклонялись своему семиликому идолу Вэсако на острове Вайгач.

У организма, наряду с наследуемыми свойствами и особенностями, существуют также и ненаследуемые качества. Склад характера (нрав) не является наследуемым свойством организма. Характер не бывает врожденным. С готовым складом характером не рождаются. Склад характера приобретается, воспитывается, формируется. При этом формирование характера начинается от самого рождения, ибо человек от рождения переживает чувства и, следовательно, занимает соответствующие этим чувствам роли.

Доказательством того, что характер (нрав) не передаётся по наследству является целая страна-континент Австралия, которая заселялась в XIX веке почти исключительно каторжниками и преступниками, многие из которых совершили тяжкие преступления. Нынешние же австралийцы, в отличие от своих предков – каторжников и преступников, – это в основном честные, доверчивые и законопослушные люди.

Длительное пребывание на роли и переживание связанных с этой ролью чувств не проходит бесследно. Задержавшись на роли, человек понемногу свыкается с ней, роль становится ему привычной. Мало-помалу роль сначала закрепляется в чертах характера, а потом и вовсе начинает доминировать в характере человека. Поговорка: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер…», – как раз и описывает процесс превращения занимаемой роли в доминанту характера.

Итак, чувство сначала проявляется в мимике, позах, жестах, затем, если роль закрепилась в характере, появляются соответствующие черты характера (душевные качества, особенности нрава), которые, в свою очередь, порождают манеру поведения.

Коллектив людей или стая животных – это не просто набор некоторого числа особей, а целостное явление, обладающее внутренним устройством – системой отношений между членами коллектива (стаи).

Отношения внутри коллектива выстраиваются не сразу. Люди должны «притереться» друг к другу, т. е. они должны разобрать роли, занять свои «места», определить своё положение в коллективе.

В коллективе надо себя «поставить». Это значит, что тоном речи, жестами, позами, манерами поведения, а, главное – внутренним эмоциональным состоянием, надо заявить о претензиях на вполне конкретное положение в коллективе. Однако этого положения надо ещё и добиться, ибо не всем может понравиться притязания на это положение. В ответ человеку могут «указать его место». А могут и «поставить на место». И это будет вовсе не то место, на которое человек хотел сам себя «поставить».

Иначе говоря, в процессе притирания людей в коллективе между ними идёт борьба за роли, происходят ролевые разборки и выяснение отношений. Общаясь между собой, обращаясь друг к другу на языке чувств, каждый член коллектива заявляет о своей претензии на некоторую роль, и, одновременно, предлагает другому занять некую роль («указывает место»). Ролевые притязания и предложения (указания) не всегда принимаются. Если кому-то ролевое предложение не нравится (например, из-за того, что предлагаемая роль не соответствует доминанте характера), то в ответ можно услышать: «Что это ты тут из себя изображаешь? В каком тоне ты со мной разговариваешь? За кого ты меня принимаешь?!»

Взаимную неприемлемость ролевых предложений и притязаний людей называют психической несовместимостью (т. е. несовместимостью душ) или несовместимостью характеров. Люди с несовместимыми характерами один другого «терпеть не могут», «на дух не переносят». Между ними возникают конфликты и столкновения характеров.

Если человеку предложена или навязана роль, не соответствующая складу его характера, то у него возникает психический (т. е. душевный) дискомфорт. Он стремится изменить отношение к себе, изменить своё ролевое положение в коллективе. В итоге, он либо добивается этого, либо смиряется со своей ролью («стерпится – слюбится»), либо покидает этот коллектив. Тогда про него говорят: «Не ужился в коллективе». В трудовых коллективах говорят: «С ним сработались». В итоге коллективы не только теряют неужившихся членов, но и приобретают новых на вакантные роли.

В конце концов, отношения в коллективе стабилизируются. Если в коллективе заполнены все вакантные роли и, самое главное, – занимаемые роли всех устраивают, такой коллектив называют стабильным, сложившимся, притёртым. У членов коллектива начинается процесс превращения занимаемых ими ролей в доминанты их характеров. Так в коллективе происходит распределение душевных качеств (черт характера) по семи ролям (по семи Я): каждый получает свою роль и набор, связанных с нею чувств, которые становятся ведущими чертами его характера.

В коллективе 7 ролей – не больше и не меньше. Каждый коллектив стремится довести себя до целостности – до 7Я. Если в коллективе членов меньше, чем 7, то коллектив стремиться приобрести членов на вакантные роли, а если число членов в коллективе больше, чем 7, то коллектив стремится избавиться от лишних членов.

Членами коллектива могут быть не только люди, но и любые другие одушевлённые или одушевляемые существа, например: домашние животные или портрет погибшего отца на стене.

Говорят, что семья – это ячейка общества. Это верно. Сложившийся, притёртый коллектив – это ячейка общества. А каждый сложившийся, притёртый коллектив – это 7Я. Каждый коллектив стремиться стать сложившимся и притёртым, т. е. стремиться состоять из 7 членов, стремиться стать 7Я. Именно отсюда и возникло слово «семья». Ведь семья – это не просто коллектив, связанный узами брака и родства. Семья – это обязательно сложившийся, притёртый коллектив. Если характеры в семье никак не притираются, то семья непременно разрушится, и никакие узы родства или брака семью от распада не удержат.

Оттого что в сложившемся, притёртом коллективе именно 7 членов, в мифах, сказках и поговорках, когда заходит речь о сложившемся, притёртом коллективе, всегда возникает число 7, как количество его членов: 7 гномов, 7 козлят, 7 Симеонов, 7 богатырей, 7 самураев, 7 нянек, 7 вятских мужиков и т. д.

7 ролей коллектива – это факт, установленный человечеством в ходе многовековых наблюдений.

Принцип распределения по семи ролям, по семи Я – это всеобщий, универсальный принцип устройства всех коллективов – и малых, и больших. Всякий большой, многочисленный коллектив стремится к разделению на 7 частей – на 7 подколлективов, на 7 групп, на 7 компаний, на 7 семей. Стремится – это ещё не значит, что всегда достигает, но всё же стремится. В большом коллективе выделяются маленькие подколлективы – компании друзей и приятелей, которые стремятся стать сложившимися, притёртыми коллективами – т. е. стремятся превратиться в 7Я.

Подколлективы (группы, компании, семьи) разбирают роли в большом коллективе и, в конечном итоге, каждый подколлектив приобретает свой общегрупповой характер. Внутри себя каждый подколлектив (группа, семья, компания) стремится распределить характеры по 7Я, но снаружи он выглядит как целостность со своим общегрупповым характером, который добавляет к характеру каждого из его членов некие общегрупповые черты.

Давно замечено, что существует связь между складом характера человека и особенностями его организма (тела, плоти). Не случайно добродушного весельчака всегда изображают толстым, хитреца – с длинным носом, а умника – в очках. Говоря про силача, обязательно подчеркнут его простоватость, скажут: «Сила есть – ума не надо». Но ярче всего о связи характера с особенностями организма говорит слово «шкурник» и производные от него: «шкурность», «шкурные замашки», «шкурные интересы». Слово «шкурник» – оно хоть и связано со шкурой (кожей), но говорит о вполне определённых чертах характера.

Связь между телом и душой не является жёсткой. Не все кумиры толстяки. Не у всех хитрецов длинный нос. Не все умники обладают слабым зрением. Не все силачи простаки. Не все шкурники обладают чувствительной шкурой (кожей) и т.д. И всё же связь между телом и душой существует.

Подмеченную народом, а значит, объективно существующую связь характера с особенностями плоти можно объяснять по-разному. Можно попытаться найти связь ролей и чувств с какими-нибудь физиологическими функциями организма. Однако для душеведенья (психологии) важен лишь сам факт существования такой связи, а её природа (физиологический механизм связи) не имеет значения.

В древности 7 ролей связывали с 7 «чакрами» – 7 «управляющими центрами» организма – 7 «очами плоти». В Откровении Иоанна Богослова так сказано:

Чакры, из-за связи их с ролями, называют иногда «психическими центрами» (т. е. центрами души) или «полюсами души». Пребывание на некоторой роли не только закрепляется в чертах характера, но и приводит к повышенной чувствительности, восприимчивости тех органов и частей тела, которыми управляет соответствующая чакра. В итоге, по мере превращения роли в доминанту характера у организма появляются некие ненаследуемые особенности.

Душа и её центры (полюсы, чакры) – это не единственное объективно существующее явление, которое нельзя пощупать или увидеть. Например, магнитные полюсы тоже нельзя пощупать и увидеть, но, тем не менее, они объективно существуют в магните. И подобно тому, как из магнита нельзя вычленить магнитные полюсы, так и из тела человека нельзя вычленить душу, нельзя вычленить отдельные чувства (элементы души), нельзя вычленить психические центры (полюсы души, чакры). И хоть душу из тела нельзя вычленить, тем не менее, у каждой одушевлённой твари душа всё же есть.

Душа – это «животное начало» в человеке, т. е. свойство, унаследованное человеком от мира животных. За всё время существования человечества ни устройство, ни состав чувств души не изменились: ни одного чувства в душе не прибавилось, ни одного не исчезло. Переживания ныне живущих людей ничем не отличаются от переживаний людей, живших 100, 300 или 1000 лет назад. Дружбу, любовь, радость, страх, стыд, ненависть, зависть и другие чувства не зря называют «вечными темами», ибо они не изменились за всё время существования цивилизации.

Как говорил римский император Марк Аврелий:

С древнейших времён, поколение за поколением, люди наблюдали и участвовали в перипетиях отношений и переживаний. Экспериментального материала во все времена было более чем достаточно, поэтому нет ничего удивительного в том, что Учение о душе было выработано ещё в древности.

Как и многие древние знания, Учение о душе было загерметизировано. Герметизация – это такой способ сокрытия знаний, при котором знакам и символам придаётся другой смысл, и тем самым скрывается изначальный смысл этих знаков и символов. При герметизации (см. § 1, п.3 «Смысл и значение») заменяются понятия и представления, но сохраняются обозначения и символы.

Взглянув на символы, которыми обозначены роли ( ), всякий астролог примет их за обозначения планет и звёзд. Вот и ответ: древнее Учение о душе было загерметизировано под астрологию – под представления о том, что положение звёзд и планет на небосклоне якобы влияет на судьбу и характер человека.

На самом деле астрологические символы означают совсем не то, что привыкли о них думать, поэтому посвящённые в Учение, намекая на ложность астрологического прикрытия, призывали постигать смысл самих символов.

Если рассмотреть символы ролей без оглядки на астрологию, то можно заметить, что в основе начертания большинства из них лежит схематичное изображение человека – круг над крестиком (т. е. голова над туловищем). Круг – это голова, вертикальная чёрточка в крестике – это туловище, а горизонтальная поперечная чёрточка – руки.

Если из схемы человечка убрать ножки, то получится символ . Если вдобавок над кругом (над головой) нарисовать галочку, обозначающую «родничок» на темени младенца, то получится символ . Если из схемы человечка убрать круг (голову), а к вертикальной чёрточке (к туловищу) снизу пририсовать хвост, то получится символ . А если к туловищу пририсовывать не хвост снизу, а пищевод сверху, то получится символ .

Иначе говоря, символы, которыми обозначены роли, изображают либо расположение чакр на теле человека, либо те органы, с которыми, по древним представлениям, чакры связаны.

И всё же в астрологии сохранился отголосок древнего Учения о душе. Дело в том, что названия 7 планет – это имена 7 греко-римских богов. А у каждого бога свой характер: Юпитер (глава пантеона) – пышный и величественный, Сатурн – твёрдый, жёсткий, холодный, Меркурий – хитрый и изворотливый, Марс – расчётливый и прагматичный, Аполлон (бог Солнца) – страстный и вдохновенный, Венере близко чувство прекрасного и возвышенного. Иначе говоря, в древности в виде пантеона 7 богов были представлены 7 ролей, 7 типов характеров.

Соответствие между символами, ролями, чакрами и древне-римскими богами (планетами) приведено в таблице.

Символ Психическая роль Чакра Планета (древнеримский бог)
Герой Свадхистхана Солнце (Аполлон)
Хитрец Агнья Меркурий
Жертва Сахасрара Венера
Шкурник Манипура Марс
Простак Анахата Луна (Диана)
Кумир Вишутха Юпитер
Злодей Муладхара Сатурн

По астрологическим представлениям каждая планета, в зависимости от своего положения в гороскопе (обитель, экзальтация, падение, изгнание), отвечает за переизбыток или недостаток в характере человека черт соответствующей роли. Например, Юпитер отвечает за черты роли Кумира, Сатурн – за черты роли Злодея, Венера – за черты роли Жертвы, Меркурий – за черты роли Хитреца и т. д.

Принцип оценки характера человека по 7 параметрам – по переизбытку или недостатку качеств 7 ролей (7 планет) – это правильный принцип. Критерии оценки характера выбраны правильно. Однако попытка связать переизбыток или недостаток качеств 7 ролей с положением планет ошибочна. Не существует никакой связи между положением планет и чертами характера человека.

Герметизация Учения о душе под астрологию очень удобна для сокрытия знаний. Когда посвящённый в Учение проводил исследование души владыки или вельможи, он маскировал это под составление гороскопа и выдавал результат не в терминах переизбытка или нехватки качеств ролей в характере вельможи, а в терминах «влияния звёзд» на его личность.

Поскольку Учение о душе было загерметизировано под астрологию, в древности его называли Учением о 7 звёздах. Тайна 7 звёзд – это тайна 7 ролей, тайна 7Я. Владеть Учением о 7Я – значит «держать СЕМЬ ЗВЁЗД в деснице» (десница – это правая рука). В Откровении Иоанна Богослова так сказано:

Древнее Учение о душе (Учение о 7 звёздах, Учение о 7Я, Учение о 7 началах души) было выработано в результате наблюдений за реальной жизнью. За прошедшее с тех пор время устройство души не изменилось, поэтому к тем же самым представлениям можно придти и ныне путём собственных рассуждений. Именно такой путь продемонстрирован в этой книге. Можно было бы и вовсе не упоминать ни о звёздах, ни о чакрах, ни о древнем Учении, как это сделано в книге «7Я. Краткий курс», предназначенной для ознакомления с основами Учения о 7Я. Роли можно было бы обозначить другими символами, например, заглавными буквами названий ролей. В этом случае роль Кумира обозначалась бы не символом , а буквой К. Роль Жертвы – не символом , а буквой Ж. Ролевая запись чувства гордости выглядела бы тогда не , а КЖ. Однако замена символов ничего не изменила бы в ролевой теории чувств и отношений – представления теории остались бы теми же.

В следующей главе речь, наконец-то, пойдёт о семи Я. Речь пойдёт о 7 ролях и о 7 типах характера. Это 7 колоритных, 7 хорошо узнаваемых типажей. Каждый человек легко узнаёт в них своих родных и близких, друзей и знакомых, соседей и сослуживцев. Узнает и себя самого, ибо 7 ролей – это 7 ликов, 7 сущностей, 7 ипостасей каждого человека (как тут не вспомнить про 7 ипостасей Будды).

Роли внутри каждого из нас. 7 ролей – это 7 начал каждого человека, это 7 его первородных сил, это 7 «полюсов» его души, это 7 «закоулков» души, 7 «закутков» души. А 7 ролей коллектива – это лишь проявление тех семи Я, которые живут внутри каждого человека.

Рассказ о ролях ведётся по схеме: роль – чувство – душевное качество (черта характера) – манера поведения (поступки). Т.е. чувство, связанное с ролью, порождает душевное качество (черту характера), которое, в свою очередь, порождает поступки и манеру поведения.


Назад Оглавление Вперёд