У каждого типа характера есть свои особенности: свой стиль, свои взгляды на мир, свои поступки. Через эти особенности можно ухватить различие между 7 типами характеров.

Характер человека отражается в стиле его одежды.

  1. Стиль Героя – это авангард, если вообще у него есть какой-то стиль. Обычно Героев не интересует их внешний вид. Они надевают то, что ближе лежит. Одеваются же в стиле авангард те, кто «косят» под Героя, кто стилизуется под Героя.
  2. Стиль Шкурника – это военно-спортивный стиль (удобный и функциональный).
  3. Стиль Простака – это ширпотреб (как у всех).
  4. Стиль Злодея-Педанта – это классика (строгий стиль, благородная простота, подчёркнутый отказ от излишеств).
  5. Стиль Кумира – это пышность и роскошь, это яркие и броские цвета чтобы выразить свою индивидуальность.
  6. Стиль Хитреца – это серая невзрачность, это стиль шпиона.
  7. Стиль Жертвы – это нежный гламур и цвета невинности.

У каждого типа свои жизненные идеалы и ценности.

  1. Для Героя – это огонь, страсть, вдохновение и упоение.
  2. Для Шкурника – эффективность, рациональность, выгода.
  3. Для Простака – верность, товарищество, единение и взаимовыручка. Чтобы было без обид.
  4. Для Педанта – стойкость и надёжность, порядок и аккуратность.
  5. Для Кумира – престиж и успех, радость и благополучие, достоинство и самоуважение.
  6. Для Хитреца – очищение и оправдание, заглаживание вины, смытие пятен позора.
  7. Для Жертвы – служение чему-нибудь светлому и высокому, жертвенность.

У каждого типа свой взгляд на мир.

  1. Для Героя всё в мире делится на скучное (), увлекательное () и милое (). Простое для Героя скучно, а трудное – увлекательно.
  2. Для Шкурника всё в мире делится на глупое (), подозрительное () и вожделенное ().
  3. Для Простака мир делится на своих (), чужих () и непонятных ().
  4. Для Злодея мир делится на слабаков (), смутьянов () и то, что нуждается в серьёзном к нему отношении ().
  5. Для Кумира всё в мире делится на низкое (), смешное () и несущественное (), на которое можно махнуть рукой.
  6. Для Хитреца всё в мире делится на неловкое (), постыдное () и мерзкое ().
  7. Для Жертвы всё в мире делится на великое (), ужасное () и печальное ().

У каждого типа свой грех.

  1. Грех Героя – непостоянство.
  2. Грех Шкурника – жадность.
  3. Грех Простака – тупость.
  4. Грех Педанта – жестокость.
  5. Грех Кумира – заносчивость.
  6. Грех Хитреца – подлость.
  7. Грех Жертвы – отчаяние.

Суть каждого из 7 типов характеров можно ухватить по поведению в той или иной ситуации.

Во время пьянки…

  1. Герой пытается всех увлечь в какое-то приключение: «пойти по бабам», набить вон тем морду.
  2. Шкурника «пробивает на измену». Он пытается перепрятать ценности («…тиха украинская ночь, но сало надо перепрятать»). Поутру после попойки свои перепрятанные вещи он найти не может, зато обнаруживает у себя новые вещи – где-то по пути к рукам прилипли.
  3. Простак переживает обиды, рассказывает, как начальники простой народ обижают, но в итоге он уйдёт с Героем.
  4. Злодей поначалу занудствует, но в конце может стать злым и агрессивным.
  5. Кумира сперва «пробивает на хавчик», а когда он насытится, то начинает красноречиво болтать и похваляться.
  6. Хитрец витийствует и постоянно оправдывается. При этом сам он почти не пьёт, но подливает другим.
  7. Жертва «плачет в жилетку» и пытается исповедаться.

В бою на войне…

  1. Герой , расстреляв в горячке боя все патроны, бросится с гранатой на танк или побежит в штыковую атаку.
  2. Простак , влекомый чувством «Мы», побежит следом за своим другом-Героем.
  3. Шкурник будет экономить патроны, поэтому весь запас патронов не израсходует. После боя он пойдёт собирать трофеи. Займётся мародёрством.
  4. Злодей перед боем будет долго и тщательно рыть окоп, будет аккуратно выкладывать бруствер, педантично укладывать гранаты в вырытые ниши. В бою он подпустит врага поближе и саданёт в упор, будет бить наверняка, чтоб никто не ушёл. После боя он добьёт раненых.
  5. Кумира в бою видно не будет, но перед боем он будет всеми командовать и всех поучать, а после боя непременно хвастливо расскажет о своих подвигах, что «если бы не он…».
  6. Хитрец будет служить писарем при штабе или адъютантом командующего и в бою участия не примет. Место Хитреца в контрразведке. Он шпионов нюхом чует.
  7. Жертва будет парализована ужасом и со смирением примет свою участь.

Нечто похожее произойдёт на пожаре…

  1. Герой бросится спасать кого-то из огня (мальчик спасает жалобно мяукающего котёнка).
  2. Простак , влекомый чувством «Мы», побежит следом за своим другом-Героем.
  3. Шкурник попытается прихватить, что плохо лежит.
  4. Злодей может попытаться навести во всем этом какой-то порядок, а после пожара проведёт расследование и накажет виновных со всей строгостью.
  5. Кумир будет всеми командовать, пытаться организовать тушение пожара, но сам к огню близко не подойдёт.
  6. Хитреца на пожаре не будет, хотя потом, возможно, он будет чувствовать стыд и неловкость за своё поведение.
  7. Жертва будет парализована ужасом зрелища. Будет плакать.

Кто чего в жизни ищет…

  1. Герой жаждет огня, ищет накал страстей.
  2. Простак хочет приобщиться к коллективу, чтобы всё было понятно и без обид.
  3. Шкурник хочет всё рационализовать, из всего выжать выгоду, на всём сделать деньги.
  4. Злодей во всём будет пытаться твёрдой рукой навести порядок.
  5. Кумир из всего будет делать шоу, праздник, карнавал с собой в главной роли.
  6. Хитрец хочет во всем видеть игру ума, изящество и тонкость мысли.
  7. Жертва жаждет красоты, которая должна, по её мнению, спасти мир. Хочет прекрасного и возвышенного.

Как появляется новое.

  1. Всё начинается с того, что разум Жертвы осеняет светлая мысль. «Очкастый умник» пытается рассказать об этом Кумиру , но тот ценит только свои мысли. Тогда Жертва рассказывает идею Герою .
  2. Герой-Энтузиаст загорается новой идеей и бросается воплощать её. Новое всегда продвигают энтузиасты.
  3. Простак помогает своему другу Герою.
  4. Когда Герой остывает к новому, за дело берётся прагматичный Шкурник . Он отбрасывает всё лишнее, упрощает, доводит до работающего образца и выгодно продаёт.
  5. Педант доводит конструкцию до совершенства, отлаживает её, выжимает из неё все, на что она способна. Получается шедевр.
  6. Кумир , убеждённый, что всё в этом мире делается только для него, красиво похваляется тем, как он пользуется этой вещью. Это круто, понтово, модно.
  7. Хитрец подпоёт Кумиру.

Как эффективно использовать сочетаний людей с разными типами характеров.

  1. За покупками хорошо посылать Шкурника вместе с Педантом. При этом распоряжаться деньгами надо поручать Педанту. Если дать деньги Шкурнику, он, невзирая на качество, купит самый дешёвый товар и прикарманит часть денег. Если дать деньги Педанту, он найдёт высококачественный товар и попытается купить его, невзирая на высокую цену. Шкурник не согласится с высокой ценой и найдёт точно такой же товар, но по самой низкой цене. При этом Шкурник предложит Педанту поделить между собой разницу в цене. Педант честный человек. Он не согласится на предложение Шкурника. В итоге будет куплен высококачественный товар по самой низкой для этого товара цене на рынке.
  2. На разведку в глубокий тыл противника надо посылать Героя вместе с Хитрецом. Герой быстро обзаведётся друзьями и любовницами, через которых откроются возможности для добывания важных сведений. Герой не заметит этих возможностей – он будет искать кураж и ловить драйв. Однако открывшиеся возможности заметит Хитрец. Он напомнит Герою, что их прислали сюда с важным заданием и попытается оттащить Героя от баб. Разумеется, распоряжаться деньгами надо поручать Хитрецу. Если дать деньги Герою, он растранжирит их в первые же дни.

    8.2 ВОЗРАСТ, ПОЛ И ХАРАКТЕР

С возрастом характер человека меняется. В юности и молодости организм человека полон сил и энергии, поэтому героический характер молодым людям свойственен в большей степени, нежели пожилым. Героическое начало в человеке – это дух молодости, это энергия молодости. С годами энергетика организма ослабевает и в характере человека всё сильнее и сильнее начинают проявляться качества других ролей.

Когда человеку говорят: «Ну когда же ты, наконец, повзрослеешь? Когда начнёшь серьёзно к жизни относиться», – это означает, что ждут изменение героической доминанты характера на педантскую доминанту. А ежели говорят: «Ну, когда же ты наконец повзрослеешь, когда бросишь своё ребячество и мальчишество, остепенишься, станешь солидным, важным и достойным?» – это значит, что под словом «повзрослеть» понимают изменение героической доминанты характера на кумирскую доминанту.

Тот, кто «повзрослел», – он уже не может себе позволить пробежаться вприпрыжку, попрыгать на одной ноге, азартно погонять мяч с мальчишками – «ведь несолидно, возраст уже не тот!». «Повзрослевший» должен быть важным и спесивым, должен торжественно шествовать с гордо поднятой головой. Но дело тут не в возрасте, а в роли.

Герои не «взрослеют». Они остаются азартными и вдохновенными «мальчишками» до седых волос, до старости. Про них говорят, что «душа у них молодая».

Генералиссимус Суворов до самой смерти был задорен, как мальчишка. Чтобы поднять войска в поход, он поутру кричал петухом, а перед Рымникским сражением, в свои 60 лет, не задумываясь о солидности поступка, залез на вершину самого высокого дерева, чтобы осмотреть позиции противника. Он вел себя явно несолидно, недостойно, по-мальчишески. Оттого солдаты верили ему, шли в бой на смерть и побеждали.

Суворов не любил пребывать в роли Кумира. Когда русские войска вступали в Милан, Суворов приказал своему денщику надеть роскошный, шитый золотом мундир и раскланиваться публике вместо себя.

Суворов часто говорил: «Вывеска дураков – гордость». Это верно. Чем глупее человек, тем более он стремится пребывать в гордой позе, тем более он лелеет в себе чувство собственного достоинства, тем более он стремится занять роль «центрального», «главного» – роль Кумира.

К старости энергетика организма ослабевает, человека начинают одолевать злые болезни. Поэтому многим пожилым людям становится близка роль Жертвы. Они начинают чаще задумываться о Боге, о спасении души, о тщетности бытия.

Души мужчин и женщины, равно как и души всех остальных одушевлённых существ, устроены одинаково. Нет исключительно мужских или исключительно женских чувств, нет исключительно мужских или исключительно женских ролей. Иногда говорят про мужчину, что у него женский («бабский») характер, а про женщину, – что у неё мужской характер. Это связано с тем, что в традиционном обществе было чёткое распределение функций мужчины и женщины. Соответственно были «мужские» роли и «женские», «мужские» эмоции и «женские». В урбанистическом обществе нет такого чёткого разделения ролей на «мужские» и «женские». В современном обществе стало гораздо больше мужчин с «женским» характером и женщин с «мужским».

С древних времён человек живёт вместе с прирученными им домашними животными. Коровы и лошади, овцы и свиньи, кошки и собаки, утки и гуси – всех этих и других животных человек смог приручить и одомашнить благодаря своему животному началу – своей душе. Животноводство возникло исключительно благодаря животному началу в человеке.

Когда животные и люди живут вместе, то возникает общий коллектив, общая стая, общение в которой происходит на общем для всех одушевлённых существ языке – на языке души, на языке чувств и эмоций.

Между домашними животными бывают разные отношения. Иногда животные дружат между собой, а иногда враждуют. Бывает, что телёнок с поросёнком дружат между собой и спят в хлеву вместе. Про отношения вражды говорят: «живут, как кошка с собакой». Хотя часто кошки и собаки дружат между собой, если живут в одной семье.

Распределение членов коллектива по 7 ролям (по 7Я) не является исключительной особенностью какой-либо расы, народа или всего рода человеческого. Не всегда в коллективе (стае), состоящей из людей и животных, человек выполняет роль главы. Бывает, что роль главы выполняет собака. Есть такие собаки, которые даже спят на кровати между супругами. Забавно слушать объяснения «хозяев» собаки по поводу ее беспредельной наглости, мол, порода у неё такая. Но тут дело не в породе собаки, а в её роли в данной семье (в данном коллективе). Но всё же чаще всего собаки выполняют роль Простака-Друга, поэтому им и дают соответствующие имена – «Друг» или «Дружок». Не зря говорят, что «собака – друг человека».

Одинокие люди или бездетные семьи обычно заводят домашних животных. Они заводят себе друзей или тех, о ком можно заботиться. Животным в семье-стае отводятся роли, дополняющие характеры хозяев. Поэтому по характеру домашних животных можно судить о характере их хозяев.

Тот факт, что животные тоже обладают характером давно заметили натуралисты. Например, Сетон-Томпсон даже написал книги: «Животные-Герои» и «Судьба гонимых», где описал соответствующие характерам биографии животных.

Чтобы понять склад характера человека надо составить его психический портрет, т.е. портрет души. Для этого надо провести исследование (анализ) его души, т. е. провести психоанализ его личности.

Исследование души состоит из 2-х этапов:

  1. Сначала надо выявить выделяющиеся роли, т. е. выявить роли, качеств которых в характере избыток или недостаток.
  2. Затем надо распределить роли по степени их предпочтительности для человека. Наиболее предпочитаемая роль – это доминанта характера (основное «Я» человека), менее предпочитаемая роль – его второе «Я», ещё менее предпочитаемая роль – его третье «Я» и т. д.

Мысленно перебирая роль за ролью, вспоминая жизненные ситуации, в которых ярко проявлялись те или иные черты характера, отмечая побудительные мотивы поступков, надо решить, качеств каких ролей (каких «Я») в характере переизбыток, а каких – недостаток.

По итогам исследования души можно составить психический портрет человека (портрет души), который можно представить в виде таблицы. Психический портрет, например, может выглядеть так:

Роль Избыток (+) или Недостаток (–)
Герой +
Хитрец ?
Жертва
Шкурник +
Простак +
Кумир + +
Злодей ?

Знак «плюс» (+) означает избыток качеств роли в характере (превалирующая роль). Два знака «плюс» (+ +) – переизбыток (доминирующая роль). Аналогично: знак «минус» (–) означает недостаток качеств роли в характере, а два минуса (– –) – большой недостаток. Знак вопроса означает, что пока с этой ролью непонятно.

Необязательно составлять полный портрет души. Обычно для оценки характера человека достаточно выявить 2-3 выделяющиеся роли.

Внутри каждого человека 7 ролей присутствуют в виде 7 его внутренних Я, а в коллективе – в виде 7 ролевых вакансий, которые могут быть заполнены, а могут, и нет. Если в коллективе заполнены все вакантные роли и занимаемые роли всех устраивают, такой коллектив называют притёртым, сложившимся, стабильным коллективом с устоявшимися отношениями между его членами. Поскольку в коллективе 7 ролей, то сложившийся, притёртый, стабильный коллектив состоит из 7 членов, из 7Я.

Состояние стабильности достигается лишь в условиях длительной абсолютной изолированности коллектива, что бывает не часто. Например, 7 гномов, изолировано живущих в дремучем лесу, получают свои монохарактеры. Монохарактер – это такой склад характера, в котором есть лишь одна ярко выраженная доминанта при отсутствии других превалирующих ролей, т.е. одна из 7 ролей абсолютно доминирует в характере над всеми прочими ролями. Кстати, характеры гномов неплохо, хотя и не точно, отражены в мультфильме У.Диснея «Белоснежка и семь гномов». О характерах гномов можно судить по их именам: Ворчун, Чихун, Весельчак, Простак, Соня, Доктор, Тихоня.

Жизнь вносит динамику. Любой коллектив – это динамически меняющаяся система: люди рождаются и умирают, приходят в коллектив и уходят из него, характеры людей с возрастом меняются. Но коллектив всё равно стремится к состоянию стабильности. Стремится – ещё не значит, что достигает, но всё же стремится.

Нередко случается так, что коллектив с количеством членов меньше 7 оказывается в условиях длительной изоляции. В таких условиях, например, живут семьи служителей маяков или отдалённых метеостанций. В таких случаях 7 ролей распределяются по превалирующим ролям характеров членов коллектива. В итоге, характеры членов коллектива становятся взаимодополняющими в ролевом смысле.

Например, типичная ситуация в семье: дети выросли и «упорхнули из родительского гнезда» – стали жить отдельно от родителей. У мужа с женой складывается почти изолированная семья, члены которой давно притёрлись друг к другу. В их коллективе все 7 ролей распределены по превалирующим ролям характеров двух членов коллектива – мужа и жены, характеры которых взаимно дополняют один другого. Про них говорят: «муж и жена – одна сатана».

Можно попрактиковаться в определении склада характеров у персонажей известных сказок, романов, фильмов.

Вот задача на выявление превалирующих и доминирующих ролей в характерах персонажей мультфильма «Трое из Простоквашино»: мальчика Фёдора (его зовут «дядя Фёдор»), кота Матроскина и пса Шарика.

Дядя Фёдор является инициатором и зачинщиком в коллективе. Он способен увлекать коллектив за собой – именно по его инициативе весь коллектив уезжает в Простоквашино. Дядя Фёдор жалостливый. Он, в итоге, возвращается в город, но только потому, что жалеет маму с папой. А может он вернулся ещё и потому, что надоело ему жить в Простоквашино. Скорее всего, в характере дяди Фёдора превалирует героическое начало.

Матроскин – ярко выраженный Шкурник . Он прижимистый и недоверчивый. Ему свойствен прагматичный, потребительский подход к людям. Он норовит всех к делу пристроить.

Когда в доме появляется скворчонок, Матроскин говорит: «Чо то мы, зря мы его кормим. Пусть пользу приносит» – и решает пристроить птичку к делу. Он выучивает скворца говорить «кто там-м-м?!», чтобы: «Если кто захочет у нас что-нибудь своровать, постучит в дверь, а ему ответят «кто там-м-м?!» – тот подумает, что дома кто-то есть, и ничего воровать не будет!» Шкурники всегда всех подозревают в стремлении украсть, ибо сами не прочь прихватить, что плохо лежит.

Когда приезжает Дядя Фёдор, Матроскин радуется: «Ура! Мой любимый Дядя Фёдор приехал! Теперь мы вдвое больше сена для нашей коровки запасём!»

Шарику Матроскин говорит: «Нет от тебя никаких доходов. Расходы одни».

Матроскин говорит: «Может, нам из него ездовую собаку сделать?» – Хочет, чтобы польза от Шарика была.

Матроскин говорит: «А давай, Шарик, мы тебя продадим». Продать бесполезную вещь – это прагматичный, хозяйственный подход.

Когда надо обмануть почтальона Печкина, Матроскин выдумывает весьма характерный для Шкурника рассказ про своего дядю, который якобы живет у сторожа на гуталиновой фабрике и шлёт всем родственникам ворованный гуталин. Матроскин уверен: сторож непременно ворует то, что сторожит.

Шкурники – хозяйственные. У Матроскина молока много: во всех вёдрах, тазах, и даже в умывальнике молоко налито.

В мультфильме есть характерный эпизод. Во время охоты Шарик тонет в пруду. На дно его утянуло тяжёлое ружьё. Бобёр говорит Шарику: «Бросай ружьё, да всплывай». Шарик отвечает: «Я бы рад бросить, да Матроскин мне голову оторвёт. За ружьё ведь деньги плачены, а моя жизнь бесплатная».

О предыдущей жизни Матроскина известно, что он жил на корабле. Зная шкурный характер Матроскина, можно предположить, что выгнали его с корабля за воровство.

В характере кота Матроскина, кроме доминирующей роли Шкурника ещё есть превалирующая роль Кумира . Он стал главным в коллективе, когда дядя Фёдор уехал в город. Матроскин явно подмял под себя пса Шарика.

Псу Шарику отведена роль Простака . Характерно то, что Шарик мало говорит и часто обижается на Матроскина. В конце концов, отношения Матроскина и Шарика заканчиваются забастовкой Шарика. Он фактически объявляет бойкот, перестаёт разговаривать с Матроскиным и только рисует на печке «фиг вам!». После этого всякая деятельность в хозяйстве прекращается.

Следует заметить, что в прототипе мультфильма – сказке Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» – характеры описаны несколько иначе, нежели они отражены в мультфильме «Трое из Простоквашино». Поэтому мультфильм является самостоятельным произведением, хоть и сделанным по мотивам сказки.

    8.7 ЧЕТЫРЕ МУШКЕТЕРА

Вот ещё задача на выявление доминант характеров у персонажей романа Александра Дюма «Три мушкетёра»: Атоса, Портоса, Арамиса и примкнувшего к ним Д’Артаньяна.

Атос твёрдый и правдивый, замкнутый и молчаливый, холодный и жестокий. Он единственный, кто не сжалился над миледи и твёрдой рукой казнил её. Когда Атос направил на миледи пистолет и сказал, что выстрелит, если миледи не отдаст ему бумагу кардинала Ришелье, то миледи отдала ему бумагу, ибо знала твёрдость Атоса и не сомневалась, что он выстрелит. Именно Атос, будучи мужем миледи и страстно любив её, всё же безжалостно повесил её, как только увидел клеймо не её плече. Итак, в характере Атоса явно доминирует роль Злодея .

Портос глуп, тщеславен, хвастлив, заносчив, обожает роскошь и всё блестящее. Он любит вкусно и обильно поесть. Портос столь же тщеславен и в романе «Десять лет спустя» ( заказывая костюм, он требует, чтобы «золото было повсюду»), сколь и в первом романе «Три мушкетёра», где он в летнюю жару носил плащ на шитой спереди золотом перевязи, которая со стороны спины была из обычной кожи. «Понт» для Портоса превыше всего. В романе «Двадцать лет спустя» он ввязывается в приключения только ради титула «барон». А ещё Портос любит вкусно и обильно поесть. Итак, в характере Портоса явно доминирует роль Кумира .

В романе «Три мушкетёра» есть эпизод, в котором ярко проявилось различие характеров Атоса и Портоса. У Атоса была шпага с очень дорогим эфесом, которая висела на стене его комнаты. Атос не носил эту шпагу, не «понтовался» с нею. Тщеславный Портос попросил у Атоса поносить эту шпагу. В ответ Атос собрал все деньги, которые у него были, и предложил их Портосу, а про шпагу сказал, что она покинет комнату, лишь когда комнату покинет сам хозяин. Люди с твёрдым характером умеют так отвечать «нет», что второй раз их уже не спросят.

Арамис хитёр и скрытен. В его жизни есть тайная сторона. Он умеет составить двусмысленный текст письма. Он знает подходы к сильным мира сего. Мушкетёры посмеиваются над лицемерной, с их точки зрения, склонностью Арамиса к религии. В итоге Арамис сделал блистательную карьеру в тайном ордене иезуитов, проявив себя мастером интриги. Итак, в характере Арамиса доминирует роль Хитреца .

Вместе с тем, Арамис действительно склонен к религии. После нескольких попыток удалиться от мирских дел и приключений, он, в конце концов, принимает духовный сан. Это значит, что роль Жертвы является одной из превалирующих ролей в характере Арамиса.

Азартный и вдохновенный Д’Артаньян явно обладает героическим характером . Азарт и вдохновение Д’Артаньяна проявились в схватке с де Жуссаком. Вот как эту схватку описал А.Дюма:

Д’Артаньян способен увлекать за собой. Именно Д’Артаньян вовлёк трёх мушкетёров в опасные приключения, связанные с бриллиантовыми подвесками.

Различие характеров Атоса и Д’Артаньяна проявились в их манере драться на шпагах. В романе «Двадцать лет спустя» описан эпизод их схватки на пустынной ночной дороге, когда Д’Артаньян преследовал сбежавшего герцога де Бофора. В этой схватке Д’Артаньян азартно атакует, а Атос твёрдой рукой отбивает все выпады. Этот эпизод иллюстрирует ролевую связку Героя и Злодея-Педанта с твёрдой рукой (). О таких поединках поэты пишут как о столкновении льда и пламени.

Д’Артаньяну удалось войти в коллектив друзей-мушкетёров на свойственной ему роли Героя потому, что в коллективе мушкетёров роль Героя была вакантна.

С возрастом характер меняется. С возрастом у Д’Артаньяна начинает проявляется ещё и хитрость. Дюма называет Д’Артаньяна хитрым гасконцем. Можно предположить, что роль Хитреца была вторым «Я» характера Д’Артаньяна. А с возрастом, когда энергетика организма ослабевает и героизма становится всё меньше и меньше, второе негероическое «Я» начинает проявляться всё ярче и ярче.

Вот ещё задача. Надо выяснить о каких типах характера идёт речь в песне кота Базилио и лисы Алисы «О жадинах, хвастунах и дураках» из фильма «Приключения Буратино» (Слова Б. Окуджавы, музыка А. Рыбникова):

В этом куплете песни речь о людях, в характере которых доминирует роль Кумира . Такие люди склонны к хвастовству. Они желают возвысится в глазах окружающих. Любят делать широкие жесты, «кидать понты». Достаточно подпеть немного хвастуну-Кумиру, дать ему побыть на любимой им роли, и он начнёт проявлять щедрость, шиковать, швыряться деньгами, делать широкие жесты, «сбрасывать с барского плеча» и т. д. Жулики пользуются этой чертой характера.

Следующий куплет про жадину:

В этом куплете песни речь о людях, в характере которых доминирует роль Шкурника . А Шкурники жадные. Из желания не упустить «медный грош» они готовы сделать что угодно. Про них говорят: «удавится за копейку».

Следующий куплет про дурака:

В этом куплете песни речь о людях, в характере которых доминирует роль Простака . Цель жуликов – найти простачка, наврать ему «с три короба», запутать его, и, в итоге, обмануть простого человека.

Итак, в песне кота Базилио и лисы Алисы «О жадинах, хвастунах и дураках» речь идёт о способах игры на чувствительных струнах души трёх типов людей: Кумиров, Шкурников и Простаков.

Разумеется, для каждой роли, для каждого типа характера есть свои способы эффективного воздействия, свои методы манипулирования.

Предлагается самостоятельно решить несколько ролевых задач. Требуется провести психоанализ (анализ души), т.е. выявить превалирующие роли характера и составить портрет души.

Душевное расстройство (душевная болезнь) – это такое отклонение в характере человека, при котором наблюдается чрезвычайный переизбыток или чрезвычайный недостаток качеств одной из ролей. Т.е. когда в портрете души напротив некоторых ролей хочется поставить не 2 плюса или минуса, а 3. Иначе говоря, душевная болезнь – это когда доминанта характера «зашкаливает».

На практике уже выявлены многие виды душевных расстройств и даны им названия. Например:

Поскольку существует всего 7 ролей, то должно существовать 14 основных видов душевных расстройств (душевной заболеваний): 7 душевных расстройств, при которых наблюдается чрезвычайный переизбыток качеств одной из ролей и 7 душевных расстройств, при которых наблюдается чрезвычайный недостаток качеств одной из ролей.

Наряду с 14 основными видами душевных расстройств должны встречаться и случаи их сочетания – это такие случаи душевного склада, при которых наблюдается чрезвычайный переизбыток или чрезвычайный недостаток качеств нескольких из ролей.

Необходимо подчеркнуть, что под психическими расстройствами следует понимать исключительно расстройства эмоциональной сферы. Другое дело, что душевные расстройства могут развиться в результате какой-нибудь физической травмы головного мозга или какого-нибудь другого физического поражения (например, заражения паразитами или вирусной инфекции). Душа, разум и тело – это хоть и разные, но всё же тесно взаимосвязанные подсистемы организма.

Каждым уровнем (каждой подсистемой организма) должен заниматься свой раздел науки:

Разумеется, при изучении организма в целом, необходимо соединить все три дисциплины – надо синтезировать физиологию, психологию и идеологию, – однако сначала их надо разделить. Как известно, при исследовании явлений последовательно применяются два взаимодополняющих метода – сначала применяют анализ, а затем – синтез (разложение и соединение – на греческом языке). Анализ – это вычленение подсистем данного явления. Синтез – выявление того, как эти подсистемы взаимодействуют между собой.

3D-модель логотипа 7Я, эмблемы 7Я, символа Учения о 7Я. © Татаров Николай Михайлович

© 3D-модель логотипа 7Я является объектом авторского права и принадлежит Николаю Михайловичу Татарову – автору этой книги.


Назад | Оглавление | Вперёд